Второй сезон. Шайтан-Мердвен

ВТОРОЙ СЕЗОН. ШАЙТАН-МЕРДВЕН.
Сегодня наша цель — подняться на плато через перевал Шайтан-Мердвен.
Встретились в 8.00 у моста на выезде из Симеиза. Компания на этот раз собралась внушительная – 7 взрослых и 8 детей. Очень радует, что с нами идут двое мужчин. Минут 15 уходит на обсуждение маршрута. Перед нами два варианта – подняться по Шайтану и пройтись вдоль форосской стены по плато к церкви Воскресения Христова у Байдарских ворот или уйти «вглубь материка» до Чернореченского водохранилища и Скельской пещеры. Поскольку всегда хочется всё и сразу, принять решение не получается. Решаем, сперва, подняться на плато, а там уже определиться с дальнейшим маршрутом.
В 8.15, рассевшись по машинам, выдвигаемся в сторону Севастополя. Тропа начинается над поселком Олива, на обочине Старо-Севастопольской дороги. Самый удобный заезд на Старую дорогу через поселок Оползневое, но мы промахиваемся с нужным поворотом и заезжаем в Оливу, что удлиняет нашу поездку на добрых 20 минут. Узкий крутой серпантин, и мои пассажиры начинают зеленеть, а старая дорога, так и не появляется. Зато встречаем дачу Юлиана Семенова. Аккуратный двухэтажный домик, с потрескавшейся белой краской, утопающий в розовых кустах.
В 9.00 мы наконец-то у начала тропы. Сперва, подходим к памятнику погибшим партизанам и захоронению, а затем устремляемся к ручью – освежиться после неожиданно-долгой поездки.
9.15. – начинаем подъем. Начало тропы оформлено деревянной аркой – ошибиться невозможно. Тропа больше похожа на каменный ручеек. Под ногами крупный щебень, обточенный сотнями неутомимых ног. Дети сразу задают темп, не позволяющий болтать и разглядывать цветочки, но через 10 минут тропа меняет угол наклона и прыть потихоньку спадает.
Вторая половина тропы — ох, крута! Это уже не ручеек, а настоящая каменная река. Карабкаемся вверх по каменным, неотесанным ступеням, вспоминая название. Почему «Чертова лестница?» — потому, что «Черт ногу сломит». По обе стороны тропы – скалы, но из-за густого лиственного леса они практически не чувствуются. Пугаем детей зарослями Борщевика – очень красивого и очень ядовитого.
Через 45 минут вершина покорена! Уставшие от жары и крутого подъема дети, валятся на плоские камни плато. Желание подняться на небольшую видовую площадку появляется только у Сергея Михайловича и у меня. Вид красивый, но не потрясающий. Все очень спокойно. Справа — крутой угол Мердвен-Кая, слева – Мердвен – Каясы, за спиной — густой лиственный лес, внизу – тихая береговая линия от м.Ифигения до Меласа. Но в этом спокойствии и тишине так пронзительно ощущается присутствие Бога.
Через 10 минут мы уже шагаем по широкой, абсолютно горизонтальной, хорошо утоптанной грунтовой дороге, разделившись на группы по 3-4 человека. Самые младшие, а им по 6 лет, бегут впереди. Если на подъеме нас окружали вязы граболистные и кизил, то теперь мы идем через старый буковый лес. Кое — где встречаются дубы и клены, под ногами ковер из прошлогодних листьев.
Двадцать минут ходу и мы на перекрестке, у туристической стоянки «Чертова лестница». Настало время определиться с дальнейшим маршрутом. Наш проводник в этом походе Дмитрий, все необходимое у него – карта и компас. Раскладываем карту, сверяем направление, приблизительный километраж и время в пути. Посовещавшись, решаем все-таки дойти до Скельской пещеры. Разрешенный маршрут, указанный на карте, по мнению проводника, нам не подходит. Идем по азимуту, строго на север то уходя, то возвращаясь на грунтовку.
Следующие полтора часа идем по лесу. Дорога размыта дождями. Где-то месим грязь, где-то перепрыгиваем через лужи. К карте и компасу добавляется GPS навигатор, так как на карте указаны только основные направления, а на деле – сетка дорог. Проще простого, ошибившись один раз, выйти совсем не туда, куда планировали.
Детям очень хочется найти грибы, но, к сожалению, по обочинам дороги сидят только довольно мясистые поганки. Воздух становится немного сладковатым. Как ни пытались понять, чем пахнет, так и не смогли. Идти легко и приятно, но детей утомляет однообразие и через пол часа они уже требуют хоть одну поляну для привала. Но вокруг все тот же высокий, лиственный лес и сырая лиственная подстилка. Щебет птиц становится таким настойчивым, что местами мы плохо слышим друг друга. Время растягивается, кажется, что идем уже очень долго.
Наконец-то после получасового подъема мы выходим на вершину горы Чамны-Даг. Вот они – долгожданная поляна, возвышенность, простор, высокое небо!!!
С вершины Чамны-Дага открывается великолепный вид на Байдарскую долину, Чернореченское водохранилище. Взгляду открываются Тарпанбаирский хребет, вершины гор Кастропольская, Морчека, Шайтан-Мердвен, Мердвен-Кая, Куба-Кая.
Пока мы ахаем от восторга и вдыхаем аромат чабреца, которым пропитан воздух, дети распаковывают продукты. Наконец-то им позволят хорошо покушать и отдохнуть!
Через час снимаемся с места на встречу нашей цели – Скельской пещеры. Наш проводник хочет вести нас строго по азимуту, по бездорожью. Первый раз мы выбираем тропу. Она разрыта кабанами, будто подготовленная пашня. Идем по хребту Домузоран. Всю дорогу не покидает устойчивый запах чабреца и желание забрать его с собой, надышаться им так, чтоб хватило на всю жизнь. Вторая попытка сойти с тропы венчается неуспехом. Пройдя 10 минут по восточному отрогу Кара-Дага, насытившись старым можжевеловым лесом и узкой кабаньей тропкой, нам приходится вернуться. Третью попытку я отсекаю на корню, не решаясь вести детей в неизвестное ущелье. На горизонте появляются черные тучи. Мы встаем на проложенную тропу и через 10 минут все меняет свой вид. Небо сплошь затягивается тучами. Чернореченское водохранилище, пару минут назад сияющее синевой неба, отражается тусклой сталью. Начинается дождь. Слава Богу, Дмитрий, запасливый человек, прихватил в дорогу несколько дождевиков.
Спуск от вершины Чамны-Дага к селу Родниковское (через которое проходит дорога к Скельской пещере) занимает у нас два с половиной часа. Дождь то моросит, то прекращается. Над ущельем, где находится Скельская пещера разыгрывается гроза. Длинные молнии, рассекая небо, бьют в лес по которому, милостью Божией, мы не пошли. На этом наш поход оканчивается. Вести детей к Скельской пещере не представляется возможным. (Оставим это на будущее) Слава Богу, что где-то в Симеизе нас ждет папа, у которого микроавтобус. Звоним домой и вызываем на помощь папу.
С первым шагом на асфальтированную дорогу села гроза обрушивается на нас со всей своей беспардонностью. Мы не успеваем достать из рюкзаков, уже упакованные дождевики, и промокаем фактически до нитки.
Упаковавшись в машину, уставшие, продрогшие, промокшие, мы замолкаем. У всех на лицах тихие блаженные улыбки. Кто-то скажет, -Сумасшедшие! Ан нет! Мы просто счастливые и немного крылатые.
Поход от начала тропы на Шайтан-Мердвен до села Родниковское занял 6 часов 30 минут. Мы прошли около 13 километров.
Конец и Богу Слава!

This slideshow requires JavaScript.